Достоевский о самоубийстве

автор
evgenij
Опубликовано: 2014-07-22
Блог: Развлечения
0
Тема суицида неоднократно встречается в произведениях Федора Михайловича, в интернете также наткнулся на труд некого Николая Наседкина "Самоубийство Достоевского. Тема суицида в жизни и творчестве",
Как вы думаете, почему такое внимание уделяется самоубийству в произведениях Достоевского?
Комментарии (30)
0 2014-07-22 20:59

sergej
потому что самоубийство-самый сильный акт свободы человека, отошедшего от Бога.
0 2014-07-22 20:59

maksim
Сергей, это правда. Тут и добавить нечего: ёмко и точно.
0 2014-07-22 21:16

evgenij
согласен, очень умно и объемно сказано
0 2014-07-23 01:13

aleksej
Сергей, названная вами причина основная в его творчестве. Но есть еще причины.
Кириллов (и еще один персонаж, рассказ из "Дневника", не помню названия) убил себя по этой причине, Кроткая по другой.
Достоевский писал и о самоубийствах от какой то скуки (Дневник писателя, Два самоубийства, самоубийство девушки, дочери эмигранта и для сравнения девушки, прототипа Кроткой).
0 2014-07-23 14:37

anastasi
Когда прочитала замечание Сергея, сразу вспомнила о Свидригайлове и этом "принце Гарри" из "Бесов". Ну а с Кроткой дело неясное. Мне кажется, она от отчаянья из окна сиганула
0 2014-07-23 19:08

george
Анастасия можно сказать что все лишают себя жизни от отчаяния, в какойто мере
0 2014-07-23 23:11

sergej
Достоевский ведь жестокий талант. вот и доводил героев до самоубийства. его герои либо спасаются, либо гибнут. таким образом он даёт понять, что истину надо искать не в середине, а на краю.
0 2014-07-23 23:44

jakov
насчёт истины на краю, звучит, конечно, красиво, интуитивно понятно, и что-то тут безусловно есть. но. это ж как посмотреть - та, что в середине, на самом деле ничем не отличается от той, что с краю. если это она самая. просто у достоевского все главные персонажи - "с краю", и даже больше "с краю", чем был он сам, отсюда и ощущение, что он предлагает искать там. как в анекдоте про пьяного, который потерял где-то, а ищет под фонарём, потому что под фонарём светлее. да и "тепло-хладный" ставрогин в итоге себя тоже убил.
0 2014-07-24 05:14

aleksej
В темы был вопрос "Как вы думаете, почему такое внимание уделяется самоубийству в произведениях Достоевского?".

2 самоубийства из "Дневника" на самом деле были, Ф.М.Д. просто написал свои впечатления о них (девушка, дочь эмигранта - самоубийство от скуки и девушка-прототип Кроткой, самоубийство от бедности), не придуманы. Вопрос в теме не о них, а о персонажах романов.

Кроткая все же не типичное самоубийство, так как Д. взял его из жизни, видел это, его поразил образ в руках мертвой девушки и причина его поэтому отличается от остальных.

Версия Сергея на сегодняшний день основная: "потому что самоубийство-самый сильный акт свободы человека, отошедшего от Бога".
Ставрогин, смешной человек, Кириллов - подходят под нее.
Из них, если бы не глава "У Тихона" - причина Ставрогина была бы даже благородная, избавил мир от себя...

Есть и еще один самоубийца - мальчик из "Подростка".
0 2014-07-24 10:55

anna
Все так всё правильно пишут, даже и добавить нечего. Последний самоубийца, кстати, вообще самое страшное; довести невинную душу до такого...
Кстати, а князь Серёжа не "самоубился"? Кто помнит? Он что-то на Ставрогина похож...
0 2014-07-24 18:57

aleksej
А кто такой князь Сережа?
0 2014-07-24 21:24

veronika
По теме...

В "Дневнике писателя" (октябрь 1876 г.) есть глава под названием "Два
самоубийства". В ней Ф. М. Достоевский, пишет: "Для иного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте и до того понятны, что и думать не о чем, смотреть даже не на что и не стоит. Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что (случается,даже и нередко) - не в силах, наконец, их обобщить и упростить, вытянуть в прямую линию и на том успокоиться, - он прибегает к другого рода прощению и просто-запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свой измученный ум вместе со всеми вопросами разом. Это только две противоположности, но между ними помещается весь наличный смысл человеческий".

Теорию писатель тут же иллюстрирует примером из жизни: "Кстати, один из уважаемых моих корреспондентов сообщил мне еще летом об одном странном и неразгаданном самоубийстве, и я все хотел говорить о нем. В этом самоубийстве все, и снаружи и внутри, - загадка. Эту загадку я, по свойству человеческой природы, конечно, постарался как-нибудь разгадать, чтобы на чем-нибудь "остановиться и успокоиться". Самоубийца - молодая девушка лет двадцати трех или четырех, не больше, дочь одного слишком известного русского эмигранта и родившаяся за границей, русская по крови, но почти совсем не русская по воспитанию (речь идет о 17-летней Елизавете Герцен, дочери А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончившей жизнь
самоубийством из-за неразделенной любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 г.). В газетах, смутно упоминалось о ней в свое время, но очень любопытны подробности: "Она намочила вату хлороформом, обвязала себе этим лицо и легла на кровать... так и умерла. Перед смертью написала следующую записку: "Предпринимаю длинное путешествие. Если самоубийство не удастся, то пусть соберутся все отпраздновать мое воскресение из мертвых с бокалами
Клико. А если удастся, то я прошу только, чтоб схоронили меня, вполне убедясь, что я мертвая, потому что совсем неприятно проснуться в гробу под землею. Очень даже не шикарно выйдет!"

Достоевский не знал подлинного текста предсмертной записки Елизаветы Герцен, приведенного им в пересказе; подлинник же (в переводе с французского) таков: "Как видите, друзья, я попыталась совершить переезд раньше, чем следовало бы. Может быть, мне не удастся совершить его, - тогда тем лучше! Мы будем пить шампанское по случаю моего воскресения. Я не буду жалеть об этом - напротив. Я пишу эти строки, чтобы просить вас: постарайтесь, чтобы те же лица, которые провожали нас на вокзал при нашем отъезде в Париж,присутствовали на моем погребении, если оно состоится. Если меня будут хоронить, пусть сначала хорошенько удостоверятся, что я мертва, потому что, если я проснусь в гробу, это будет очень неприятно..."
0 2014-07-25 00:47

veronika
Комментируя предсмертную записку несчастной девушки, Достоевский, не ведая об истинных причинах самоубийства, пишет: "В этом гадком, грубом шике,по-моему, слышится вызов, может быть, негодование, злоба, - но на что же?Просто грубые натуры истребляют себя самоубийством лишь от материальной,видимой, внешней причины, а по тону записки видно, что у нее не могло быть такой причины. На что же могло быть негодование?.. На простоту представляющегося, на бессодержательность жизни? Это те, слишком известные,судьи и отрицатели жизни, негодующие на "глупость" появления человека на земле, на бестолковую случайность этого появления, на тиранию косной причины, с которой именно возмутившаяся против "прямолинейности" явлений, не вынесшая этой прямолинейности, сообщившейся ей в доме отца еще с детства. И безобразнее всего то, что ведь она, конечно, умерла без всякого отчетливого сомнения.
Сознательного сомнения, так называемых вопросов, вероятнее всего,
не было в душе ее; всему она чему научена была с детства, верила прямо, на слово, и это вернее всего. Значит, просто умерла от "холодного мрака и скуки", с страданием, так сказать, животным и безотчетным, просто стало душно жить, вроде того, как бы воздуху недостало. Душа не вынесла прямолинейности безотчетно и безотчетно потребовала чего-нибудь более сложного..."

"Аристократически-развратному" уходу из жизни Достоевский
противопоставляет самоубийство "нравственно-простонародное". Тут же он рассказывает следующую историю: "...Во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка, швея, - "потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы". Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ (то есть икону). Этот образ в руках - странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто стало нельзя жить."Бог не захотел" и - умерла, помолившись. Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится, и даже точно вы в них виноваты. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль. Вот эта-то смерть и напомнила мне о сообщенном мне еще летом самоубийстве дочери эмигранта. Но какие, однако же, два разные создания, точно с двух разных планет! И какие две разные смерти! А которая из этих душ больше мучилась на земле, если только приличен и позволителен такой праздный вопрос?"

Ф. М. Достоевский в "Дневнике писателя" смоделировал внутренний монолог "самоубийцы от скуки", "идейного самоубийцы", разочаровавшегося в мироздании.
0 2014-07-25 00:49

veronika
Итак, говорит самоубийца от скуки, "разумеется, матерьялист (ироническая добавка Достоевского): "...В самом деле: какое право имела эта природа производить меня на свет вследствие каких-то там своих вечных законов? Я создан с сознанием и эту природу сознал: какое право она имела производить меня, без моей воли на то, сознающего? Сознающего, стало быть, страдающего, но я не хочу страдать -ибо для чего бы я согласился страдать? Природа, чрез сознание мое, возвещаетмне о какой-то гармонии в целом. Человеческое сознание наделало из этого возвещения религий. Она говорит мне, что я, - хоть и знаю вполне, что в "гармонии целого" участвовать не могу и никогда не буду, да и не пойму ее вовсе, что она такое значит, - но что я все-таки должен смириться, принять страдание в виде гармонии в целом и согласиться жить. Но если выбирать сознательно, то уж, разумеется, я скорее пожелаю быть счастливым лишь в то мгновение, пока я существую, а до целого и его гармонии мне ровно нет никакого дела после того, как я уничтожусь, - останется ли это целое с гармонией на свете после меня или уничтожится сейчас же вместе со мною. И для чего бы я должен был так заботиться о его сохранении после меня - вот вопрос? Пусть уж лучше я был бы создан как все животные, то есть живущим, но не сознающим себя разумно; сознание же мое есть именно не гармония, а напротив. Посмотрите, кто счастлив на свете и какие люди соглашаются жить? Как раз те, которые похожи на животных и ближе подходят под их тип по малому развитию их сознания. Они соглашаются жить охотно, но именно под условием жить как животные, то есть есть, пить, спать, устраивать гнездо и выводить детей. Есть, пить, спать по-человеческому значит наживаться и грабить, а устраивать гнездо значит, по преимуществу, грабить (это метафора; речь идет не о бандитстве - здесь подразумевается капиталистический способ производства и распределения созданного продукта). Возразят мне,
пожалуй, что можно устроиться и устроить гнездо на основаниях разумных на научно верных социальных началах, а не грабежом, как было доныне. Пусть, а я спрошу: для чего? Для чего устраиваться и употреблять столько стараний устроиться в обществе людей правильно, разумно и нравственно-праведно? На это уж, конечно, никто не сможет мне дать ответа. Все, что мне могли бы ответить, это: "чтоб получить наслаждение". Да, если б я был цветок или корова, я бы получил наслаждение. Но задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастье любви к ближнему и любви ко мне всего человечества, ибо знаю, что
завтра же все это будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и все человечество - обратимся в ничто, в прежний хаос. А под таким условием я ни за что не могу принять никакого счастья, - не от нежелания согласиться принять его, не от упрямства какого из-за принципа, а просто потому, что не буду и не могу быть счастлив под условием грозящего завтра нуля. Это -чувство, это непосредственное чувство, и я не могу побороть его. Ну, пусть бы я умер, а только человечество оставалось вместо меня вечно, тогда, может быть, я все же был бы утешен. Но ведь планета наша невечна, и человечеству срок - такой же миг, как и мне. И как бы разумно, радостно, праведно и свято
ни устроилось на земле человечество, - все это тоже приравняется завтра к тому же нулю. И хоть это почему-то там и необходимо, по каким-то там всесильным, вечным и мертвым законам природы, но поверьте, что в этой мысли заключается какое-то глубочайшее неуважение к человечеству, глубоко мне оскорбительное и тем более невыносимое, что тут нет никого виноватого.
0 2014-07-25 02:31

george
Вероника Белова
а вы все его дневники читали?
0 2014-07-25 02:44

veronika
И наконец, если б даже предположить эту сказку об устроенном наконец-то
на земле человеке на разумных и научных основаниях - возможно, и поверить ей, поверить грядущему наконец-то счастью людей, - то уж одна мысль о том,что природе необходимо было, по каким-то там косным законам ее, истязать человека тысячелетия, прежде чем довести его до этого счастья, одна мысль об этом уже невыносимо возмутительна. Теперь прибавьте к тому, что той же природе, допустившей наконец-то человека до счастья, почем - то необходимо обратить все это завтра в нуль, несмотря на все страдание, которым заплатило человечество за это счастье, и, главное, нисколько не скрывая этого от меня и моего сознания, как скрыла она от коровы, - то невольно приходит в голову одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: "Ну что, если
человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтоб только посмотреть: уживется ли подобное существо на земле или нет?" Грусть этой мысли, главное - в том, что опять-таки нет виноватого, никто пробы не делал,некого проклясть, а просто все произошло по мертвым законам природы, мне совсем непонятным, с которым сознанию моему никак нельзя согласиться. Ergo (следовательно):
Так как на вопросы мои о счастье я через мое же сознание получаю от
природы лишь ответ, что могу быть счастлив не иначе, как в гармонии целого,которой я не понимаю, и очевидно для меня, и понять никогда не в силах -
Так как природа не только не признает за мной права спрашивать у нее
отчета, но даже и не отвечает мне вовсе - и не потому, что не хочет, а
потому, что и не может ответить -
Так как я убедился, что природа, чтоб отвечать мне на мои вопросы,
предназначила мне (бессознательно) меня же самого и отвечает мне моим же сознанием (потому что я сам это все говорю себе) -
Так как, наконец, при таком порядке я принимаю на себя в одно и то же
время роль истца и ответчика, подсудимого и судьи и нахожу эту комедию, со стороны природы, совершенно глупою, а переносить эту комедию, с моей стороны, считаю даже унизительным, -
То, в моем несомненном качестве истца и ответчика, судьи и подсудимого,
я присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела меня на страдание, вместе со мною к уничтожению... А так как природу я истребить не могу, то истреблю себя одного, единственно от скуки сносить тиранию, в которой нет виноватого".
0 2014-07-25 04:56

veronika
№ 16.По крайней мере то,что до нас дошло)))) По роду деятельности)))
0 2014-07-25 06:11

george
У него вроде записей немало,пару сильно понравившихся вам, сказать название можете?,хихи В лс,например.
0 2014-07-25 10:34

veronika
А при чем здесь "хи-хи"?
0 2014-07-25 11:51

george
Было не хи-хи было хихи,заметьте! А просто вместо смайликов. А вы не сказали названия интересных дневников :[
0 2014-07-25 13:16

veronika
Ясно).А вот как раз тот фрагмент,который напечатала "Исповедь самоубийцы"...Много оттуда интересных выводов можно сделать...
И еще чрезвычайно интересна "Речь о Пушкине".
А вообще "Дневник писателя"-это единое произведение.Его надо читать целиком(и желательно по годам)
0 2014-07-25 13:52

valentin
"БЕСЫ"
....
— Я... я еще мало знаю... два предрассудка удерживают, две вещи; только две; одна очень маленькая, другая очень большая. Но и маленькая тоже очень большая.
— Какая же маленькая-то?
— Боль.
— Боль? Неужто это так важно... в этом случае?
— Самое первое. Есть два рода: те, которые убивают себя или с большой грусти, или со злости, или сумасшедшие, или там все равно... те вдруг. Те мало о боли думают, а вдруг. А которые с рассудка — те много думают.
— Да разве есть такие, что с рассудка?
— Очень много. Если б предрассудка не было, было бы больше; очень много; все.
— Ну уж и все? Он промолчал.
— Да разве нет способов умирать без боли?
— Представьте,— остановился он предо мною,— представьте камень такой величины, как с большой дом; он висит, а вы под ним; если он упадет на вас, на голову — будет вам больно?
— Камень с дом? Конечно, страшно.
— Я не про страх; будет больно?
— Камень с гору, миллион пудов? Разумеется, ничего не больно.
— А станьте вправду, и пока висит, вы будете очень
бояться, что больно. Всякий первый ученый, первый доктор, все будут очень бояться. Всякий будет знать, что не больно, и всякий будет очень бояться, что больно.
— Ну, а вторая причина, большая-то? Тот свет.
— То есть наказание?
— Это все равно. Тот свет; один тот свет.
— Разве нет таких атеистов, что совсем не верят в тот
свет?
Опять он промолчал.
— Вы, может быть, по себе судите?
— Всякий не может судить как по себе,— проговорил он, покраснев.— Вся свобода будет тогда, когда будет все равно, жить или не жить. Вот всему цель.
— Цель? Да тогда никто, может, и не захочет жить?
— Никто,— произнес он решительно.
— Человек смерти боится, потому что жизнь любит,вот как я понимаю,— заметил я,— и так природа велела.
— Это подло, и тут весь обман! — глаза его засверкали.— Жизнь есть боль, жизнь есть страх, и человек несчастен. Теперь всё боль и страх. Теперь человек жизнь любит, потому что боль и страх любит. И так сделали. Жизнь дается теперь за боль и страх, и тут весь обман. Теперь Человек еще не тот человек. Будет новый человек, счастливый и гордый. Кому будет все равно, жить или не жить, тот будет новый человек. Кто победит боль и страх, тот гам Бог будет. А тот Бог не будет.
— Стало быть, тот Бог есть же, по-вашему?
— Его нет, но Он есть. В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль. Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог. Тогда новая Жизнь, тогда новый человек, все новое...
0 2014-07-25 16:51

olja
мне эта тема не то,что интересна,но важна
мой одноклассник в этом году повесился
что хочу сказать..это от того,что он запутался.потерялся..он был выше всех нас.он бы мог украсить этот мир.а вместо этого
но нельзя его осуждать.и я не буду
до чего дошёл мир.если 18 летний ..умный.интересный..но очень одинокий..решает свою жизнь закончить вот так?..
ужасно
0 2014-07-25 17:40

aristarh
повесился, а вот у меня всё смелости не хватает
0 2014-07-25 20:08

evgenij
такая же ситуация (...у меня всё смелости не хватает)
0 2014-07-25 23:00

sveta
и слава Богу, что не хватает
0 2014-07-25 23:50

polina
Смелость нужна скорее для того, чтобы продолжать жить. Держитесь!
0 2017-02-25 00:20

Алекс2
Доволно Интересные диалоги,иной раз "летуны" если угодно,доводят разум до полного безумия,тот сучай,когда голова инфицируется чужеродными мыслями,но воспринимаются такие мысли,как свои собственные,человек испытывает мощнейшее давление,убежище от которого лишь сон,но и тут нет никаких гарантий.От чего личность,может ощущать себя,или того хуже отождествлять себя с самыми абсолютными дегенератами,негодяями и мерзавцами,самоубийство здесь,как приговор и возможность пройти отчищающий ритуал,желая сохранить или же спасти душу,при значитльной потере разума и контроля над ним.Пример в жизни Ф.М.Достоевского,когда была убита его подруга детства,в следствии такого примера,индивид,с развитым воображением,может вполне поверить,что он явился либо косвенной причиной,либо непосредственной действующей силой,либо имел мысли и жлания в отношении произошедшего,что наглядно выраено в Братьях Карамазовых и страдания брата Петра,где он винит себя в убийстве Отца,воможно Ф.М.Достоевский имел подобные мысли,но то,не есть желанияобой. могло тяготить и восприниматься именно как желания,"да как же яо том помыслить мог,значит я злодей" далее этот внутренний диалог,может полностью истощить разум,муки,это то,чоо дает "хлеб"(Летунам,бесам) в итоге,человеку не остается другого выхода,как покончить с обой
0 2017-02-25 00:34

Алекс2
Доволно Интересные диалоги,иной раз "летуны" если угодно,доводят разум до полного безумия,тот сучай,когда голова инфицируется чужеродными мыслями,но воспринимаются такие мысли,как свои собственные,человек испытывает мощнейшее давление,убежище от которого лишь сон,но и тут нет никаких гарантий.От чего личность,может ощущать себя,или того хуже,отождествлять себя с самыми абсолютными дегенератами,негодяями и мерзавцами,самоубийство здесь,как приговор и возможность пройти отчищающий ритуал,желая сохранить,или же спасти душу,при значительной потере разума и контроля над ним.Пример в жизни Ф.М.Достоевского,когда была убита его подруга детства,в следствии такого примера,индивид,с развитым воображением,может вполне поверить,что он явился либо косвенной причиной,либо непосредственной действующей силой,либо имел мысли и жлания в отношении произошедшего,что наглядно выражено в Братьях Карамазовых и страданиях брата Петра,где он винит себя в убийстве отца,воможно Ф.М.Достоевский имел подобные мысли,но то,не есть желформа поведения пконечно и это могло тяготить его,и восприниматься им именно как желания,"да как же я о том помыслить мог,значит я злодей" далее этот внутренний диалог,может полностью истощить разум,муки,это то,что дает "хлеб"(Летунам,бесам) в итоге,человеку не остается другого выхода,как покончить с обой,затрагивая тему самоубйств,убийст и друг тяжких деяний,в со проиведениях Федор Михайлович проходил,что то вроде очищения,в подобную ловушку,могут попадать многие люди,о чем говорит формат нашего мира,где допускается почти любая  извращенная форма поведения,можно и главное уместно ли пребывание в таком мире ? Чего в нем больше,возможно ли избавится на совсем от всей этой грязи,если существует форма жизни,заинтересованная в подобном "порядке" 
0 2017-02-25 01:25

Алекс2
Прошу прощеня,брата Ивана,который винит себя в убийстве отца.
Добавить комментарий



Каптча:

Обсуждения
2014-08-31 olga 10 1695
Вухахашенька) Жанр: НФ, вероятно юмор (вероятно, да-с) Размер: свободный Сроки: предположительно, в нашу эру) Авторам волшебного вдохновенного пенделя :)...
2014-08-31 aleksand 59 1257
Тема: Ассоциации. Жанр: Любой. Объем: 6-8 листов формата А4, шрифт Times New Roman, 12 кегель. Срок: 2-3 недели. Дополнительные условия: - Обязательное: должно присутствовать и...